На страже НСК Суббота, 18.05.2024, 08:31
Меню сайта
Статистика
Rambler's Top100

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

12 февраля 1969 года приказом МВД СССР в Управлении административной службы милиции Министерства внутрен­них дел СССР был образован 4 отдел, на который возлагались функции по осуще­ствлению разрешительной работы. Этот день в настоящее время является Днем со­здания подразделений лицензионно-разрешительной работы.

Лицензионно-разрешительная работа - это система норм, стандартов, требований, устанавливающих порядок, закрепляющих и охраняющих правоотношения, возникаю­щие при обороте гражданского, служебно­го оружия, предметов и веществ, на ко­торые установлен особый режим пользо­вания.

Основными задачами ее являются ис­полнение законодательства об обороте оружия, частной детективной и охранной деятельности; соблюдение порядка приоб­ретения, учета, хранения, перевозки и ис­пользования оружия, предметов и веществ с особым режимом пользования, предот­вращение поступления их в незаконный оборот и попадания в преступную среду.

На всех исторических этапах развития свободного демократического Российско­го государства применение разрешитель­ных мер в регулировании оборота оружия и взрывчатых веществ, а также в контроле за частной детективной и охранной деятельностью являлось одной из эффектив­ных форм правоохранительной деятельно­сти и способствовало поддержанию обще­ственного порядка в стране.

На Руси огнестрельное оружие появи­лось в XIV веке. Практически с этого вре­мени стали появляться нормативно закреп­ленные положения, определяющие порядок хранения, ношения оружия, санкции за нарушение данных предписаний. Кон­троль за их выполнением возлагается на различных должностных лиц правоохрани­тельных органов Российской империи. О целостной системе, занимающейся ком­плексом вопросов, связанных с лицензион­ной работой, судя по имеющимся у нас ис­торическим документам, в рассматривае­мый период говорить не приходится.

Разрешительная система существует в России с середины XIX века, а первый законодательный акт, рассматривавший во­просы контроля за оружием, был подписан Петром Первым 14 февраля 1700 года. До 1917 года в Российской Империи разреше­ние на приобретение огнестрельного ору­жия гражданам выдавалось губернатора­ми, градоначальниками и полицмейстерами.

Развитие института разрешительной системы связано с рождением Советского государства, которое в начальный период своего существования, наряду с важней­шими историческими декретами о мире, о национализации земли, крупной промыш­ленности и торговли, банков, железных до­рог, издало ряд декретов, устанавливаю­щих разрешительную систему во многих сферах общественной жизни.

Важнейшее направление деятельности органов внутренних дел - контроль за оборотом оружия - постоянно находилось и находится в центре внимания.

В период образования и упрочения го­сударства разрешительная система явля­лась средством сохранения завоеваний ре­волюции, и главным ее назначением было обеспечение государственной безопаснос­ти. После полной и окончательной победы социализма основной целью разрешитель­ной системы стало обеспечение нормаль­ного функционирования объектов повы­шенной опасности и предупреждения пра­вонарушений.

Исторический опыт свидетельствует, что отсутствие контроля за распростране­нием оружия, например, огнестрельного, приводит к большой его концентрации у населения, то есть порождает причины, способствующие осложнению оператив­ной обстановки.

Первым нормативным актом, регулиру­ющим деятельность правоохранительных органов (военно-революционные комитеты и чрезвычайные комиссии) по осуществле­нию контроля за оборотом оружия и взрывчатых веществ, стал изданный Сове­том Народных Комиссаров 10 февраля 1918 г. «Декрет о сдаче оружия», обязыва­ющий все население сдать находящееся у него оружие, в том числе и холодное. Ос­новной задачей, поставленной перед соот­ветствующими органами, являлось изъятие у населения оружия (исправные и неис­правные винтовки, пулеметы и револьверы всех систем, патроны к ним и шашки всяко­го образца...). За укрывательство оружия, задержку и противодействие сдаче его ви­новные подвергались лишению свободы на срок от 1 до 10 лет.

Этим декретом все выданные ранее разрешения на хранение оружия объявля­лись недействительными, а лица, имевшие оружие, были обязаны сдать его. Оружие не отбиралось только у членов партии по представлению комитетов РКП(б), но они могли иметь не более одной винтовки и одного револьвера. При этом оружие не обезличивалось, а закреплялось за вла­дельцем.

Контроль за хранением и использовани­ем огнестрельного оружия осуществлялся военно-революционными комитетами и чрезвычайными комиссиями.

В начале 20-х годов к выполнению этой функции стала привлекаться и милиция. Декретом СНК РСФСР от 12 июля 1920г. «О выдаче и хранении огнестрельного ору­жия и обращении с ним» на милицию сов­местно с ВЧК возлагаются функции по осу­ществлению   контроля   за   выполнением правил выдачи и хранения оружия. Преду­сматривалась административная и судеб­ная ответственность за незаконное хране­ние огнестрельного оружия. Судебная от­ветственность предусматривала наказание на срок не ниже 6 месяцев.

28 июля 1920г. принят Декрет «Об охоте», которым ограничивался круг лиц, имеющих право на охотничьи ружья. Вы­дача удостоверений на право охоты произ­водилась органами народного Комиссари­ата земледелия, а регистрация оружия и учет боеприпасов - органами НКВД.

С мая 1922г., с принятием первого Уго­ловного кодекса РСФСР, вводится уголов­ная ответственность за хранение огнест­рельного оружия без надлежащего разре­шения (ст. 220 предусматривала лишение свободы от 7 месяцев до 1 года). В даль­нейшем ответственность за незаконное хранение оружия неоднократно усилива­лась. Там же была предусмотрена уголов­ная ответственность за нарушение правил и обязательных постановлений, регламен­тировавших открытие и эксплуатацию ти­пографий (принудительные работы или штраф до 300 рублей золотом).

Декретом СНК РСФСР от 9 июля 1924 г. более подробно были перечислены виды оружия и боеприпасов, разрешенные к об ращению. Торговля огнестрельным оружи­ем предусматривалась с разрешения орга­нов милиции и ОГПУ. В том же году впер­вые постановлением В ЦИК СССР в целях установления на всей территории СССР единообразного порядка все находящееся в пределах СССР оружие, боеприпасы и взрывчатые вещества подразделялись на три категории: «А», «Б» и «В». Значение по­становления заключалось в том, что оно позволило изъять из оборота оружие воен­ного образца (боевое).

Дальнейшему развитию разрешитель­ной системы способствовали принятые в 1927г. постановление ВЦИК и СНК от 3 сентября и постановление СНК РСФСР от 8 октября: более подробно распредели­ли компетенцию структурных подразделе­ний административных отделов и соответ­ствующих органов ОГПУ по контролю за оборотом оружия. В них содержались нор­мы, предоставляющие права на выдачу разрешений и регистрацию нарезного охотничьего оружия районным админист­ративным отделениям и волостной мили­ции. Характерно, что разрешение на при­обретение, хранение и пользование ору­жием выдавалось без ограничения срока.

В промышленных районах приобре­тение, хранение и пользование огнест­рельным нарезным охотничьим оружием допускалось без получения особого разре­шения, но с обязательной последующей регистрацией. Приобретение, хранение и пользование охотничьим, как огнестрель­ным (нарезным и гладкоствольным), так и холодным, оружием лицам, лишенным из­бирательного права, запрещалось.

В этот период расширяются полномо­чия милиции в области контроля за осуще­ствлением правил разрешительной систе­мы не только за оборотом огнестрельного оружия, но и за соблюдением правил от­крытия полиграфических предприятий, порядка отпуска и продажи печатных ма­шин,  шрифтов, множительных аппаратов.

Формы и методы административного надзора по проведению в жизнь указанных правил были определены в специальной инструкции. Отделом строевой и наруж­ной службы Главного управления милиции СНК РСФСР от 26 мая 1930 г. разрешение на приобретение, хранение и пользование нарезным охотничьим оружием стало вы­даваться сроком на три года.

В связи с изданием положения о рабо­че-крестьянской милиции постановлением ВЦИК и СНК РСФСР 1 января 1932 г. бы­ли внесены изменения в уголовно-процес­суальный и гражданско-процессуальный кодексы Российской Федерации. Это не могло не отразиться на деятельности орга­нов внутренних дел по контролю за оборо­том оружия. Так, например, постановлени­ем СНК РСФСР от 1 7 февраля 1932 г. был установлен новый порядок приобретения, хранения и использования охотничьего и спортивного оружия, боеприпасов к нему, отпуска взрывчатых и детонирующих средств. Милиция выдавала соответствующие разрешения и осуществляла контроль за соблюдением установленных правил.

В середине 30-х годов объектом разре­шительной системы стало холодное ору­жие. Правовой основой было постановле­ние ЦИК и СНК СССР от 29 марта 1935 г. Оно предусматривало упорядочение изго­товления и сбыта холодного оружия и ус­танавливало административный надзор НКВД за выполнение этих правил.

Главным управлением милиции НКВД СССР была издана инструкция, в соответ­ствии с которой ношение холодного ору­жия разрешалось лишь лицам, которым оно было необходимо по роду деятельнос­ти. Продажа холодного оружия осуществ­лялась под наблюдением милиции и только через магазины государственной и коопе­ративной торговли. Необходимо отметить, что милиция проводила в то время значи­тельную работу по выявлению и изъятию холодного оружия, привлечению к ответ­ственности лиц, нарушавших установлен­ные правила его приобретения.

Таким образом, в середине 30-х годов сложилась определенная система правово­го регламентирования оборота оружия.

В период Великой Отечественной вой­ны 1941-1945 гг. деятельность органов внутренних дел в части разрешительной системы осуществлялась в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1941 г. «О военном поло­жении».

В послевоенные годы совершенствова­ние правовой базы деятельности милиции по осуществлению разрешительной систе­мы связано с принятием в 1958 г. Основ уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик, а 27 октября 1960 г. Уголовного кодекса РСФСР. С этого време­ни проблемы разрешительной системы ста­ли приобретать законодательную форму.

Вместе с тем следует отметить, что до 1969 г. отсутствовал единый подход к организационному обеспечению разреши­тельной системы органов внутренних дел. Будучи традиционно возложенной на аппа­рат милиции, эта работа в республикан­ских МВД наиболее часто организовыва­лась подразделениями оперативной служ­бы, уголовного розыска и БХСС.

В определенной мере данный пробел был ликвидирован с принятием Указа Пре­зидиума Верховного Совета СССР от 8 ию­ня 1973 г. «Об основных обязанностях и правах советской милиции по охране об­щественного порядка и борьбе с преступ­ностью». В нем уже четко был определен субъект разрешительной системы (административная служба милиции) и его полномочия. С принятием Советом Министров СССР 23 июня 1975 г. постановления «Об установлении единого порядка приобретения, учета и хранения охотничьих ружей» наметилась тенденция к расширению объема работы милиции в сфере разрешительной системы.

Этим документом было предус­мотрено увеличение за счет средств союз­ного бюджета штатной численности на од­ну тысячу человек, что позволило укомп­лектовать аппарат разрешительной систе­мы в звене МВД, УВД, а также усилить его на низовом уровне - выделить специаль­ные должности инспекторского состава в наиболее крупных горрайорганах внутрен­них дел страны. В органах внутренних дел сформировались подразделения, осуще­ствляющие контроль за оборотом оружия.

Порядок хранения оружия гражданами определялся ведомственной инструкцией МВД СССР, разработанной в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 23 июля 1975 г. «Об установлении единого порядка приобретения и учета охотничьих ружей». Так, в соответствии с данной инструкцией охотничьи ружья должны были храниться в чехлах, в разря­женном, разобранном состоянии, со спу­щенными курками, отдельно от патронов и пороха.

В настоящее время правовую основу органов внутренних дел по осуществлению разрешительной системы на территории Российской Федерации составляют поло­жения Федерального закона «Об оружии», Закона РФ «О милиции», Федерального закона РФ «О частной детективной и ох­ранной деятельности в Российской Феде­рации», ряд правительственных постанов­лений и ведомственных нормативных пра­вовых актов МВД России, закрепивших систему государственного контроля за разре­шительной системой, место в ней органов внутренних дел.

Важным инструментом в обеспечении единой государственной политики в сфере оборота гражданского, служебного, бое­вого ручного стрелкового и холодного оружия и установлении государственного контроля за его оборотом в целях защиты жизненно важных интересов личности, об­щества и государства явился принятый в 1996 г. Федеральный закон «Об оружии».

В установленной законом общей систе­ме государственных органов, осуществля­ющих контроль за оборотом оружия и боеприпасов к нему, ведущее место (с уче­том компетенции и объема работы) зани­мают органы внутренних дел, которые в настоящее время осуществляют контроль за объектами служебного и гражданского оружия, выявление и изъятие у лиц, храня­щих его незаконно.

Положением «О Министерстве внут­ренних дел Российской Федерации» пре­дусмотрена организация деятельности ор­ганов внутренних дел по обеспечению выполнения требований разрешительной системы. Соответственно приказом МВД России от № 102-1994 г. утверждено «По­ложение об Управлении лицензионно-разрешительной работы». Непосредственная работа в этом направлении ведется под­разделениями лицензионно-разрешительной работы милиции общественной безо­пасности.

Управление лицензионно-разрешительной работы является структурным подраз­делением Главного управления обеспечения общественного порядка МВД России, основными задачами которого являются организация лицензионно-разрешительной работы органов внутренних дел, осу­ществление в пределах своей компетенции мер по правовому, организационному, кад­ровому и материально-техническому обес­печению подразделений лицензионно-разрешительной   работы,   анализ  состояния дел на местах и оказание практической по­мощи.

В составе МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации также образованы подразделения лицензионно-разрешитель-ной работы, непосредственной задачей ко­торых является осуществление контроля за оборотом служебного и гражданского ору­жия на подведомственной им территории.

 

Старший инспектор по особым поручениям УЛРР ГУООП СОБ МВД России

кандидат юридических наук, подполковник милиции Юрий Петрович ТИМАШЕВ

Форма входа

Время "Ч"

Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Сегодня
Праздники сегодня

Погода

Поиск

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz