Принятие данного нормативного акта обусловлено объективными
предпосылками. С одной стороны, это обострение проблемы борьбы с пре
ступностью, приобретающей на со временном этапе транснациональный
характер, и увеличение числа объектов, подлежащих идентификации, не
связанных непосредственно с совершением преступлении. Так, в
соответствии со ст 6 Закона дактилоскопическую информацию
предполагается использовать как для предупреждения, раскрытия и
расследования преступлении, предупреждения и выявления административных
правонарушений, так и при розыске пропавших без вести граждан
Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, при
установлении по неопознанным трупам личности человека, установлении
личности граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без
гражданства, не способных по состоянию здоровья или возрасту сообщить
данные о сво ей личности, а также для подтверждения личности граждан
Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства
С другой стороны, необходимость его принятия определяется
недостаточностью правового регулирования. Действующая в стране практика
дактилоскопической регистрации базируется на ведомственных нормативных
актах, что не отвечает современным требованиям, предъявляемым к
регулированию всякого рода государственнои деятельности, в той или иной
мере связанной с вторжением в сферу конституционных прав граждан. В
соответствии с ч 3 ст 55 Конституции Россииской Федерации, «права и
свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом
только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ
конституционного строя нравственности, здоровья, прав и законных
интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности
государства»
Принятию нормативного акта предшествовал анализ
международноправовой практики, свидетельствующей о необходимости
приведения российского законодательства в соответствие с
общепризнанными принципами и нормами международного права, которому
давно известна законодательная регламентация данной сферы общественных
отношений В частности. Конвенция Организации Объединенных Нации 1951
года «О статусе беженцев», к которой Россия присоединилась 1 ноября
1992 года, в целях предотвращения незаконного пребывания беженцев на
территории того или иного государства и обеспечения внутренней
безопасности предусматривает возможность получения отпечатков пальцев у
определенной категории лиц. Публичный закон 99-83 США регламентирует
необходимость дактилоскопической регистрации и проверки по
криминалистическим учетам лиц, нанимаемых в авиакомпании. Кроме того,
назначению каждого гражданского должностного лица в любой департамент
или агентство правительства США предшествует соответствующая проверка,
в том числе по дактилоскопическим учетам ФБР.
По смыслу Закона под государственнои дактилоскопической
регистрацией понимается деятельность определенных субъектов, связанная
с получением, учетом, хранением, классификациеи и выдачей
дактилоскопической информации. Кроме указанных технических
функции, на регламонтированный законом круг субъектов возлагаются и
обязанности по установлению или подтверждению личности человека
В настоящее время, исходя из практических потребностей
правоохранительных органов, в Российской Федерации действуют
централизованные учеты, которые формируются в ИЦ МВД, ГУВД, УВД по
территориальному (региональному) принципу, объединяются в ГИЦ МВД
России как федеральные.
По специальным соглашениям информация федеральных учетов может
предоставляться международным полицейским организациям Например, в
соответствии с «Инструкцией о порядке исполнения и направления органами
внутренних дел Российской Федерации запросов и поручении по линии
Интерпола» (приложение к приказу МВД России № 10 от 11 января 1994
года) с целью установления лиц, совершивших преступления, органы
внутренних дел при наличии отпечатков пальцев (в том числе изъятых с
места происшествия) могут обращаться в Генеральный секретариат
Интерпола и НЦБ зарубежных стран за содействием.
В соответствии с ныне действующими ведомственными нормативными
актами централизованные учеты подразделяются на несколько видов, в том
числе на розыскные и криминалистические. Основаниями постановки лиц на
дактилоскопический учет признаны приговор суда, постановление о
привлечении в качестве обвиняемого, постановление органа
предварительного расследования или определение суда (постановление
судьи) о заключении под стражу, постановление органа предварительного
расследования, решение суда (судьи) о прекращении уголовного дела по
нереабилитирующим основаниям и т.д. Криминалистическим централизованным
учетам подлежат лица, исчезнувшие без видимых причин местонахождение и
судьба которых неизвестны, потерявшие связь с родственниками,
несовершеннолетние, ушедшие из дома, школ интернатов, детских домов, а
также бежавшие из детских приемников распределителей, спецшкол и
спецучилищ, психические больные, а также лица, находящиеся в
беспомощном состоянии и ушедшие из дома или медицинских учреждении
неопознанные трупы граждан, лица находящиеся в психоневрологических и
других лечебных стационаpax, домах инвалидов и престарелых, детских
домах и интернатах, которые в силу состояния здоровья или возраста не
могут сообщить о себе никаких данных. Для формирования картотек и
банков данных по указанной категории лиц используются так называемые
опознавательные карты, одним из реквизитов которых является
дактилоскопическая формула
Выдача дактилоскопической информации осуществляется специально
уполномоченным субъектам правоохранительных органов на основании
запросов в виде дактилоскопических карт на лиц и неопознанные трупы,
дактилоскопических карт с наклеенными фотоснимками следов отпечатков
пальцев рук с мест происшествий, фототаблиц следов пальцев рук, иных
мотивированных писем запросов произвольной формы.
Деятельность, связанная с установлением или подтверждением
личности человека, заключается в возможности идентификации личности в
соответствии с имеющейся в банке данных информацией
Дактилоскопическая информация трактуется в Законе несколько
шире общепринятого понятия По смыслу русского языка и теории
криминалистики, под дактилоскопией понимается изучение строения кожных
линии на внутренней стороне пальцев рук, а также метод установления
личности по отпечаткам пальцев. Очевидно что включение в понятие
«дактилоскопическая информация» не только данного содержания, но и
информации о личности человека предполагает возможность получения в
ходе государственнои дактилоскопической регистрации и иных данных о
личности, позволяющих идентифицировать ее в случае необходимости. В
настоящее время это, например, анкетные данные, дактилоскопическая
формула зарегистрированного, признаки внешности, сведения об образе
жизни, связях, привычках и иных характеризующих данных пропавшего лица,
сведения о судимости. Следовательно,
при осуществлении государственной дактилоскопической регистрации по
смыслу закона допустимо не только дактилоскопирование (то есть снятие
отпечатков пальцев), но и выяснение необходимых для идентификации
данных о личности.
Под материальными носителями следует понимать источники сведений о
личности, необходимых и достаточных для идентификации К их числу
относятся дактилоскопические карты, которые изготавливаются на
соответствующих бланках посредством типографскои краски путем
отпечатывания папиллярных узоров пальцев каждой руки регистрируемого
лица и систематизируются с помощью специальных формул.
Дактилоскопическую информацию могут содержать, кроме того, магнитные
или иные виды записи.
Государственная дактилоскопическая регистрация может быть осуществлена с единственной целью идентификации личности. Под идентификацией понимается установление тождества, полного совпадения.
При этом Закон запрещает использование дактилоскопическои информации в
иных целях. Следовательно, необходимо конкретизировать, в каких же
случаях необходима идентификация личности. В этой связи следует
обратиться к ст. 6 Закона, определяющей использование
дактилоскопической информации, а также к ст 9, содержащей перечень
объектов, подлежащих обязательнои государственной дактилоскопическои
регистрации. В Законе не регламентируется, в каких случаях в отношении
различных категории граждан, перечисленных в ст. 9 может возникнуть
необходимость идентификации на основании дактилоскопическои информации
Указанное обстоятельство, очевидно, получит обоснование при приведении
нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным
Законом. Однако уже сейчас можно предположить, что речь, в частности,
идет о смене ведомственного регулирования вопросов связанных с
получением дактилоскопической информации, законодательным.
Государственной дактилоскопической регистрации подлежат
граждане Российской Федерации, некоторые категории иностранных граждан
и лиц без гражданства.
Закон предусматривает два вида государственной дактилоскопической регистрации: добровольную или обязательную
Любой гражданин Российской Федерации имеет право на добровольную
государственную дактилоскопическую регистрацию. Получение
дактилоскопическои информации в данном случае осуществляется органами
внутренних дел по месту жительства гражданина, написавшего
соответствующее заявление. Добровольная государственная
дактилоскопическая регистрация недееспособных, ограниченно
дееспособных, малолетних и несовершеннолетних осуществляется по
заявлению и в присутствии родителей, усыновителей, опекунов,
попечителей.
Важно отметить, что иностранные граждане, как проживающие на
территории Российской Федерации, так и прибывшие в страну в поисках
убежища и подавшие ходатайство о предоставлении такового либо о
признании их беженцами, подлежат обязательной государственной
дактилоскопическои регистрации. Аналогично решается вопрос и в
отношении лиц без гражданства. Вместе с тем в тексте Закона не
усматривается запрет на проведение в отношении данной категории граждан
добровольной государственной дактилоскопической регистрации при
поступлении от них соответствующего заявления в органы Федеральной
миграционной службы.
Иностранным гражданином в соответствии с Законом РСФСР от 28
ноября 1991 года «О гражданстве Российской Федерации» (в редакции
Закона РФ от 17 июня 1993 г № 5206-1, Федерального Закона от 6 февраля
1995 г №13-ФЗ), признается лицо обладающее гражданством иностранного
государства и не имеющее гражданства Российской Федерации.
Лицо, не принадлежащее к гражданству России и не имеющее
доказательств принадлежности к гражданству другого государства,
признается лицом без гражданства (ст 11).
В соответствии с Законом Российской Федерации от 19 февраля
1993 года «О вынужденных переселенцах» в редакции Федерального Закона
от 20 декабря 1995 г № 202-ФЗ официальным статусом вынужденного
переселенца могут пользоваться только граждане России, иностранные
граждане или лица без гражданства, но постоянно проживающие на законных
основаниях на территории РФ, а также граждане бывшего СССР, постояню
проживающие на территории республики, входившей в состав СССР,
получившие статус беженца в Российкой Федерации и утратившие этот татус
в связи с приобретением гражданства Российской Федерации.
Следовательно, если лицо, получившее официальный статус
вынужденного переселенца, является гражданином Российской Федерации,
государственная дактилоскопическая регистрация является его правом, а в
случае, когда аналогичный статус приобретает иностранный гражданин или
лицо без гражданства, - обязанностью. В случае волеизъявления указанной
категории граждан не исключается возможность добровольной формы
регистрации.
Вместе с тем следует подчеркнуть, что в соответствии со ст. 15
уничтожение дактилоскопической информации, полученной в результате
добровольной государственной дактилоскопической регистрации, возможно
по письменному заявлению только граждан Российской Федерации. Об
уничтожении информации заявитель уведомляется не позднее чем за 30
суток.
Статья 9 Закона содержит перечень различных категорий граждан и
иных объектов, подлежащих обязательной государственной
дактилоскопической регистрации (к числу последних следует отнести
неопознанные трупы - ч. 2 ст. 9)
Помимо лиц, призываемых на военную службу и проходящих военную
службу в федеральных органах исполнительной власти, в которых
законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, в
обязательном порядке подлежат дактилоскопической регистрации граждане,
проходящие службу в различных государственных органах внутренних дел,
федеральной службы безопасности, внешней разведки, федеральных органах
налоговой полиции, органах государственной налоговой службы и т.д. По
профессиональному признаку в данный перечень включены спасатели и члены
экипажей воздушных судов.
Возникает вопрос: на каком основа- нии данные категории граждан
Рос- сийской Федерации отнесены к числу подлежащих обязательной
дактилос- копической регистрации? В Законе нет четкой регламентации
цели дактилоскопической регистрации лиц указанной категории. Очевидно,
что деятельность граждан, перечисленных в п.п. «а», «б»,«в»,«г» и «д» в
значительной степени сопряжена с риском для жизни. По этому основанию
проведение государственной дактилоскопической регистрации граждан
данной категории необходимо. Вместе с тем закон не предусматривает
возможность использования дактилоскопической информации для проверки
граждан, призываемых на военную службу, принимаемых на работу в
правоохранительные органы, авиакомпании,на возможность их причастности
к совершению преступлений и иных правонарушений. Очевидно, что это одна
из важнейших целей обязательной государственной дактилоскопической
регистрации, которая нуждается в четкой законодательной регламентации,
а перечень граждан, предусмотренных в ч. 1 ст. 9, - в расширении.
Недостаточно четко сформулирован в Законе пункт «ж» ст. 9,
связывающий необходимость проведения обязательной государственной
дактилоскопической регистрации перечисленных в нем некоторых категорий
граждан с невозможностью установить их личность.
В данном случае по смыслу Закона в отношении лиц, совершивших
административные правонарушения или подвергнутых административному
аресту, вопрос о необходимости дактилоскопической регистрации ставится
в зависимость от возможности установления их личности иным способом.
При таком ограничении далеко не всегда достижима цель
дактилоскопической регистрации, заключающаяся в идентификации личности,
необходимость в которой может возникнуть в любой из ситуаций,
перечисленных в статьях 6 и 9 Закона.
В части 3 ст. 9 Закона указано, что перечень должностей, на
которых проходят службу граждане, подлежащие обязательной
государственной дактилоскопической регистрации, определяются
Правительством Российской Федерации. Вместе с тем п. 33 ст. 55
Конституции Российской Федерации предусматривает возможность
ограничения прав и свобод человека и гражданина только федеральным
законом.
Закон не предусматривает механизма ответственности граждан в
случае отказа от проведения обязательной государственной
дактилоскопической регистрации. Вместе с тем именно законодательное
регламентирование отношений между субъектами государственной
дактилоскопической регистрации является гарантией соблюдения
конституционных прав граждан.
|