На страже НСК Четверг, 24.07.2025, 11:08
Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [20]
Обзоры [19]
обзоры СМИ
Статистика
Rambler's Top100

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Мои статьи

О ДАКТИЛОСКОПИЧЕСКОЙ РЕГИСТРАЦИИ В РОССИИ

Принятие данного нормативного акта обусловлено объективными предпосылками. С одной стороны, это обострение проблемы борьбы с пре ступностью, приобретающей на со временном этапе транснациональный характер, и увеличение числа объектов, подлежащих идентификации, не связанных непосредственно с совершением преступлении. Так, в соответствии со ст 6 Закона дактилоскопическую информацию предполагается использовать как для предупреждения, раскрытия и расследования преступлении, предупреждения и выявления административных правонарушений, так и при розыске пропавших без вести граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, при установлении по неопознанным трупам личности человека, установлении личности граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, не способных по состоянию здоровья или возрасту сообщить данные о сво ей личности, а также для подтверждения личности граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства

С другой стороны, необходимость его принятия определяется недостаточностью правового регулирования. Действующая в стране практика дактилоскопической регистрации базируется на ведомственных нормативных актах, что не отвечает современным требованиям, предъявляемым к регулированию всякого рода государственнои деятельности, в той или иной мере связанной с вторжением в сферу конституционных прав граждан. В соответствии с ч 3 ст 55 Конституции Россииской Федерации, «права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства»

Принятию нормативного акта предшествовал анализ международноправовой практики, свидетельствующей о необходимости приведения российского законодательства в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права, которому давно известна законодательная регламентация данной сферы общественных отношений В частности. Конвенция Организации Объединенных Нации 1951 года «О статусе беженцев», к которой Россия присоединилась 1 ноября 1992 года, в целях предотвращения незаконного пребывания беженцев на территории того или иного государства и обеспечения внутренней безопасности предусматривает возможность получения отпечатков пальцев у определенной категории лиц. Публичный закон 99-83 США регламентирует необходимость дактилоскопической регистрации и проверки по криминалистическим учетам лиц, нанимаемых в авиакомпании. Кроме того, назначению каждого гражданского должностного лица в любой департамент или агентство правительства США предшествует соответствующая проверка, в том числе по дактилоскопическим учетам ФБР.

По смыслу Закона под государственнои дактилоскопической регистрацией понимается деятельность определенных субъектов, связанная с получением, учетом, хранением, классификациеи и выдачей дактилоскопической информации. Кроме указанных технических функции, на регламонтированный законом круг субъектов возлагаются и обязанности по установлению или подтверждению личности человека

В настоящее время, исходя из практических потребностей правоохранительных органов, в Российской Федерации действуют централизованные учеты, которые формируются в ИЦ МВД, ГУВД, УВД по территориальному (региональному) принципу, объединяются в ГИЦ МВД России как федеральные.

По специальным соглашениям информация федеральных учетов может предоставляться международным полицейским организациям Например, в соответствии с «Инструкцией о порядке исполнения и направления органами внутренних дел Российской Федерации запросов и поручении по линии Интерпола» (приложение к приказу МВД России № 10 от 11 января 1994 года) с целью установления лиц, совершивших преступления, органы внутренних дел при наличии отпечатков пальцев (в том числе изъятых с места происшествия) могут обращаться в Генеральный секретариат Интерпола и НЦБ зарубежных стран за содействием.

В соответствии с ныне действующими ведомственными нормативными актами централизованные учеты подразделяются на несколько видов, в том числе на розыскные и криминалистические. Основаниями постановки лиц на дактилоскопический учет признаны приговор суда, постановление о привлечении в качестве обвиняемого, постановление органа предварительного расследования или определение суда (постановление судьи) о заключении под стражу, постановление органа предварительного расследования, решение суда (судьи) о прекращении уголовного дела по нереабилитирующим основаниям и т.д. Криминалистическим централизованным учетам подлежат лица, исчезнувшие без видимых причин местонахождение и судьба которых неизвестны, потерявшие связь с родственниками, несовершеннолетние, ушедшие из дома, школ интернатов, детских домов, а также бежавшие из детских приемников распределителей, спецшкол и спецучилищ, психические больные, а также лица, находящиеся в беспомощном состоянии и ушедшие из дома или медицинских учреждении неопознанные трупы граждан, лица находящиеся в психоневрологических и других лечебных стационаpax, домах инвалидов и престарелых, детских домах и интернатах, которые в силу состояния здоровья или возраста не могут сообщить о себе никаких данных. Для формирования картотек и банков данных по указанной категории лиц используются так называемые опознавательные карты, одним из реквизитов которых является дактилоскопическая формула

Выдача дактилоскопической информации осуществляется специально уполномоченным субъектам правоохранительных органов на основании запросов в виде дактилоскопических карт на лиц и неопознанные трупы, дактилоскопических карт с наклеенными фотоснимками следов отпечатков пальцев рук с мест происшествий, фототаблиц следов пальцев рук, иных мотивированных писем запросов произвольной формы.

Деятельность, связанная с установлением или подтверждением личности человека, заключается в возможности идентификации личности в соответствии с имеющейся в банке данных информацией

Дактилоскопическая информация трактуется в Законе несколько шире общепринятого понятия По смыслу русского языка и теории криминалистики, под дактилоскопией понимается изучение строения кожных линии на внутренней стороне пальцев рук, а также метод установления личности по отпечаткам пальцев. Очевидно что включение в понятие «дактилоскопическая информация» не только данного содержания, но и информации о личности человека предполагает возможность получения в ходе государственнои дактилоскопической регистрации и иных данных о личности, позволяющих идентифицировать ее в случае необходимости. В настоящее время это, например, анкетные данные, дактилоскопическая формула зарегистрированного, признаки внешности, сведения об образе жизни, связях, привычках и иных характеризующих данных пропавшего лица, сведения о судимости. Следовательно, при осуществлении государственной дактилоскопической регистрации по смыслу закона допустимо не только дактилоскопирование (то есть снятие отпечатков пальцев), но и выяснение необходимых для идентификации данных о личности.

Под материальными носителями следует понимать источники сведений о личности, необходимых и достаточных для идентификации К их числу относятся дактилоскопические карты, которые изготавливаются на соответствующих бланках посредством типографскои краски путем отпечатывания папиллярных узоров пальцев каждой руки регистрируемого лица и систематизируются с помощью специальных формул. Дактилоскопическую информацию могут содержать, кроме того, магнитные или иные виды записи.

Государственная дактилоскопическая регистрация может быть осуществлена с единственной целью идентификации личности. Под идентификацией понимается установление тождества, полного совпадения. При этом Закон запрещает использование дактилоскопическои информации в иных целях. Следовательно, необходимо конкретизировать, в каких же случаях необходима идентификация личности. В этой связи следует обратиться к ст. 6 Закона, определяющей использование дактилоскопической информации, а также к ст 9, содержащей перечень объектов, подлежащих обязательнои государственной дактилоскопическои регистрации. В Законе не регламентируется, в каких случаях в отношении различных категории граждан, перечисленных в ст. 9 может возникнуть необходимость идентификации на основании дактилоскопическои информации Указанное обстоятельство, очевидно, получит обоснование при приведении нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным Законом. Однако уже сейчас можно предположить, что речь, в частности, идет о смене ведомственного регулирования вопросов связанных с получением дактилоскопической информации, законодательным.

Государственной дактилоскопической регистрации подлежат граждане Российской Федерации, некоторые категории иностранных граждан и лиц без гражданства.

Закон предусматривает два вида государственной дактилоскопической регистрации: добровольную или обязательную

Любой гражданин Российской Федерации имеет право на добровольную государственную дактилоскопическую регистрацию. Получение дактилоскопическои информации в данном случае осуществляется органами внутренних дел по месту жительства гражданина, написавшего соответствующее заявление. Добровольная государственная дактилоскопическая регистрация недееспособных, ограниченно дееспособных, малолетних и несовершеннолетних осуществляется по заявлению и в присутствии родителей, усыновителей, опекунов, попечителей.

Важно отметить, что иностранные граждане, как проживающие на территории Российской Федерации, так и прибывшие в страну в поисках убежища и подавшие ходатайство о предоставлении такового либо о признании их беженцами, подлежат обязательной государственной дактилоскопическои регистрации. Аналогично решается вопрос и в отношении лиц без гражданства. Вместе с тем в тексте Закона не усматривается запрет на проведение в отношении данной категории граждан добровольной государственной дактилоскопической регистрации при поступлении от них соответствующего заявления в органы Федеральной миграционной службы.

Иностранным гражданином в соответствии с Законом РСФСР от 28 ноября 1991 года «О гражданстве Российской Федерации» (в редакции Закона РФ от 17 июня 1993 г № 5206-1, Федерального Закона от 6 февраля 1995 г №13-ФЗ), признается лицо обладающее гражданством иностранного государства и не имеющее гражданства Российской Федерации.

Лицо, не принадлежащее к гражданству России и не имеющее доказательств принадлежности к гражданству другого государства, признается лицом без гражданства (ст 11).

В соответствии с Законом Российской Федерации от 19 февраля 1993 года «О вынужденных переселенцах» в редакции Федерального Закона от 20 декабря 1995 г № 202-ФЗ официальным статусом вынужденного переселенца могут пользоваться только граждане России, иностранные граждане или лица без гражданства, но постоянно проживающие на законных основаниях на территории РФ, а также граждане бывшего СССР, постояню проживающие на территории республики, входившей в состав СССР, получившие статус беженца в Российкой Федерации и утратившие этот татус в связи с приобретением гражданства Российской Федерации.

Следовательно, если лицо, получившее официальный статус вынужденного переселенца, является гражданином Российской Федерации, государственная дактилоскопическая регистрация является его правом, а в случае, когда аналогичный статус приобретает иностранный гражданин или лицо без гражданства, - обязанностью. В случае волеизъявления указанной категории граждан не исключается возможность добровольной формы регистрации.

Вместе с тем следует подчеркнуть, что в соответствии со ст. 15 уничтожение дактилоскопической информации, полученной в результате добровольной государственной дактилоскопической регистрации, возможно по письменному заявлению только граждан Российской Федерации. Об уничтожении информации заявитель уведомляется не позднее чем за 30 суток.

Статья 9 Закона содержит перечень различных категорий граждан и иных объектов, подлежащих обязательной государственной дактилоскопической регистрации (к числу последних следует отнести неопознанные трупы - ч. 2 ст. 9)

Помимо лиц, призываемых на военную службу и проходящих военную службу в федеральных органах исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, в обязательном порядке подлежат дактилоскопической регистрации граждане, проходящие службу в различных государственных органах внутренних дел, федеральной службы безопасности, внешней разведки, федеральных органах налоговой полиции, органах государственной налоговой службы и т.д. По профессиональному признаку в данный перечень включены спасатели и члены экипажей воздушных судов.

Возникает вопрос: на каком основа- нии данные категории граждан Рос- сийской Федерации отнесены к числу подлежащих обязательной дактилос- копической регистрации? В Законе нет четкой регламентации цели дактилоскопической регистрации лиц указанной категории. Очевидно, что деятельность граждан, перечисленных в п.п. «а», «б»,«в»,«г» и «д» в значительной степени сопряжена с риском для жизни. По этому основанию проведение государственной дактилоскопической регистрации граждан данной категории необходимо. Вместе с тем закон не предусматривает возможность использования дактилоскопической информации для проверки граждан, призываемых на военную службу, принимаемых на работу в правоохранительные органы, авиакомпании,на возможность их причастности к совершению преступлений и иных правонарушений. Очевидно, что это одна из важнейших целей обязательной государственной дактилоскопической регистрации, которая нуждается в четкой законодательной регламентации, а перечень граждан, предусмотренных в ч. 1 ст. 9, - в расширении.

Недостаточно четко сформулирован в Законе пункт «ж» ст. 9, связывающий необходимость проведения обязательной государственной дактилоскопической регистрации перечисленных в нем некоторых категорий граждан с невозможностью установить их личность.

В данном случае по смыслу Закона в отношении лиц, совершивших административные правонарушения или подвергнутых административному аресту, вопрос о необходимости дактилоскопической регистрации ставится в зависимость от возможности установления их личности иным способом. При таком ограничении далеко не всегда достижима цель дактилоскопической регистрации, заключающаяся в идентификации личности, необходимость в которой может возникнуть в любой из ситуаций, перечисленных в статьях 6 и 9 Закона.

В части 3 ст. 9 Закона указано, что перечень должностей, на которых проходят службу граждане, подлежащие обязательной государственной дактилоскопической регистрации, определяются Правительством Российской Федерации. Вместе с тем п. 33 ст. 55 Конституции Российской Федерации предусматривает возможность ограничения прав и свобод человека и гражданина только федеральным законом.

Закон не предусматривает механизма ответственности граждан в случае отказа от проведения обязательной государственной дактилоскопической регистрации. Вместе с тем именно законодательное регламентирование отношений между субъектами государственной дактилоскопической регистрации является гарантией соблюдения конституционных прав граждан.

Категория: Мои статьи | Добавил: munhenego (09.02.2010)
Просмотров: 3477
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа

Время "Ч"

Сегодня
Праздники сегодня

Погода

Поиск

Copyright MyCorp © 2025
Бесплатный хостинг uCoz